Артикуляционные упражнения для формирования правильного уклада звука [Р].
07.04.2020
Нарушения произношения звука [Р] связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. В связи с этим при проведении артикуляторной гимнастики необходимо работать 1) над поднятием кончика языка вверх, 2) над развитием подвижности, вибрацией кончика языка.
Рекомендуются такие специальные упражнения для развития подвижности кончика языка:
- «Лопата» приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Обратить внимание: губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения, не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу, боковые края языка должны касаться углов рта.
- «Качели» поднять кончик языка за верхние зубы, опустить за нижние зубы;
- " Пересчитать " кончиком языка верхние зубы;
- «Лошадка» пощелкивание языком;
- «Грибочек» "присосать" язык к небу;
- «Гармошка» "присосать" язык к нёбу и не опуская его, раскрывать и закрывать рот.
- Облизывание зубов под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка всё больше, следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
- "Обнять" широким краем языка верхние зубы.
- «Вкусное варенье» широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
- «Чашечка» рот открыт, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.
- «Индюшонок балбочет» кончик языка быстро двигается сверху вниз, облизывая верхнюю губу;
- «Пулемет» ("Дятел") частое произношение звуков [т], [д];
- «Сдуй снежинку» сдувать кусочки ваты, тонкой бумаги с кончика носа.
- «Фырканье» вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;
- «Балалайка» в момент произнесения звука дчистым пальцем или ватной палочкой, под кончиком языка производятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая вибрация языка. В сложных случаях выполнять упражнение в положении лёжа.
- «Маляр» рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно)
Постановка звука Р, часто даётся ребёнку непросто и автоматизация (введение в речь) является длительной. Поэтому автоматизация звука Р, часто проводится с механической помощью, до окончательной отработки нормального звучания Р. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру),в словах дрова, друг, драже, драка, драчун, древесина, дрель, дремать, дрожать, дрожжи, дрозд, трактор, трамплин, трепет, треск, третий, треугольник, трон, тропка, трос, труба, трубочист, трудный, труд, трус.То есть вначале звуку рв речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дддроваили тттрава).